Трусова Жанна Викторовна, педагог-психолог
«Неустойчивая эмоциональная сфера, неуправляемость эмоций у детей с ОВЗ».В современной практике работы педагога - психолога большую актуальность имеет проблема управления эмоциями у детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги и родители, применив на практике свой богатый опыт по воспитанию ребенка с проблемами в эмоциональной сфере, опускают руки, не понимая, что можно еще сделать, чтобы свести к минимуму негативные эмоциональные реакции ребенка. Эмоциональная сфера – это значительный компонент психики людей. Эмоции – особенный раздел психических процессов и состояний, связанный с человеческими потребностями, инстинктами и мотивами, которые отражают форму непосредственного переживания (радость, восторг, гнев, страх и т.д.). На современном этапе помимо задач когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально–личностное развитие детей с психофизическими нарушениями и адаптация их к жизни в обществе. Форма выражения детьми своих эмоций, существенно влияет на их адаптацию в социуме, от этого во многом зависит то, как ребенка воспринимает его окружение. От эмоциональной атмосферы, которая создается в процессе общения детей и взрослых, зависит не только мотивация на развитие себя, как личности, но и психическое здоровье в целом. Важной задачей педагога - психолога является помощь детям в обретении более гармоничного внутреннего мира, повышения уверенности в себе, улучшение их психического здоровья. Особый акцент внимания обращен на эмоциональную сферу детей с различными отклонениями здоровья. Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта имеет свое своеобразие. Оно связано преимущественно с недостаточностью произвольной регуляции эмоциональных проявлений. Выявлена зависимость проявления эмоций у детей от принадлежности их к клинической группе. В целом для всех детей с нарушением интеллекта свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости и огорчения. В ряде случаев возникающие у ребенка эмоции неадекватны, оказываемым на него внешним воздействиям. Дети реактивно и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. Часты агрессивные проявления. Выражена потребность в чувствах одобрения и признания окружающими. Наблюдается недостаточность положительных переживаний, в то же время у них сильнее развиты эмоции страха и гнева, что неблагоприятно влияет на их поведение. Многие из детей нуждаются в помощи по преодолению страхов. Особенно это касается детей, склонных к надуманным страхам. Взрослым следует оградить их нервную систему от воздействия сильных стресс-факторов, использовать апробированные в психологии методики с целью актуализации у них чувства защищенности, умения переключать сознание на другие проблемы. Исследования ученых обнаружили затруднения у детей с нарушением интеллекта в восприятии и понимании эмоциональных состояний других людей, в том числе персонажей картин. Особые сложности вызывали эмоции социально-нравственного характера. Это в известной мере обусловлено слабостью интеллектуальной регуляции чувств. Известно, что формирование духовных чувств (совести, долга, ответственности и др.) предполагает слияние чувств и мысли. Слабость же мысли, как это имеет место у детей с нарушением интеллекта, тормозит развитие высших чувств. Если же не воспитаны духовные чувства, то по мере взросления ребенка стихийно все большее место занимают элементарные (органические) потребности и эмоции. Поведение дошкольников во многом определяется их непосредственными желаниями, их волевая регуляция ослаблена. Им трудно длительное время удерживать цель действий, доводить начатое дело до конца. Для них характерны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, повышенная внушаемость, сниженная мотивация (не только в учебной, но и в игровой и других видах деятельности). Они не могут преодолевать препятствия и неудачи, противостоять возникающим желаниям. При усложнении заданий у них в значительной степени проявляется возбуждение и неуверенность в своих силах, что ведет к снижению волевых усилий. Поэтому данная категория детей нуждается в постоянном руководстве взрослого, привлечении внешних дополнительных стимулов для успешного завершения начатого действия. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. При ЗПР выделяют две основные формы: 1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга); Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Однако к 6—7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведение в зависимости от необходимости выполнить ту или иную работу. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На уроках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или на что-то, доставляющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет самостоятельно выполнять и проверять задания. Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка невротического состояния. Особо следует выделить детей с так называемой микросоциальной запущенностью. Эти дети имеют недостаточный уровень развития навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы из-за длительного нахождения в условиях дефицита информации не только интеллектуальной, но и очень часто эмоциональной. Неблагоприятные условия воспитания (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности и т.д.) обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. В неблагополучных семьях ребенок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, когда необходимо их выполнять по словесной инструкции. С одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой — очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам. 2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы). ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии развития не исключает патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок. А в психотравматических ситуациях или условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая форма авторитарности, нередко формируется невротическое развитие личности. В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. Одной из важных характеристик личности ребёнка с ЗПР является незрелость его эмоциональной сферы. Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У детей с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребёнка с ЗПР, их формирование и воспитание имеют столь важное значение. Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. Это объясняется тем, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка с ЗПР не происходит формирование социальных чувств. Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Для эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР характерна бедность переживаний. То есть, переживания детей с ЗПР примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка с задержкой психического развития (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей с ЗПР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств. Наиболее общие принципы работы с этой категорией детей следующие: - осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку во время занятий; - предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности). В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности; -предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить - обогащение детей знаниями об окружающем мире; - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности. При аутизме у детей наблюдается преимущественно искажение эмоцонально-волевой сферы. Таким детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка («эмоциональный» возраст может быть значительно меньше реального биологического возраста), отсутствие адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям. Одна из особенностей взаимодействия аутичного ребенка с людьми – непонимание им чувств, испытываемых партнером при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются им не как живые и чувствующие субъекты, а скорее, как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей. Нежелание, а зачастую и неспособность аутичного ребенка выразить то, что он хочет, приводит к тому, что многие из взаимодействующих с ним людей рассматривают его как существо, не имеющее иных потребностей, кроме витальных. Попытки объяснить аутичному ребенку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих сторон. Однако следует помнить о том, что самым первым шагом при работе с такими детьми будет установление первичного контакта, создание положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. Адаптационный период работы чаще всего растягивается на период от одной недели до нескольких месяцев. Нужно быть очень осторожными и деликатными, общаясь с таким ребенком, вести постоянное, целенаправленное наблюдение за ним. Замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и жест, мы помогаем расширить внутренний мир аутичного ребенка и подталкиваем к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Залогом успеха является гибкость поведения специалиста, умение вовремя перестроить занятие, а анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые следует опираться в ходе коррекционной работы. Во время занятий с аутистами требуется учитывать некоторые важные моменты: · переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным, чтобы не допускать «ухода ребенка в себя»; · практическое повторение упражнений: большую роль в работе с аутичными детьми отводится закреплению навыков путем неоднократных упражнений и систематически предъявляемых требований; · адаптируйте вопросы к реальным условиям детей; · при обучении ребенка используйте схемы и модели; · необходимо использовать любую реакцию в поведении ребенка, положительную или отрицательную как материал для совместной деятельности, переводить негативные эмоции в позитивные; · обязательное закрепление содержания занятий в повседневной жизни; · все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано. Преодолевать проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Здесь типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога и педагога. Работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития при аутизме и их ребенка в частности, оказывать необходимую психологическую поддержку. Положительная динамика в работе возможна лишь при совместной деятельности специалистов и родителей. Таким образом, изучение эмоций и чувств ребёнка с ОВЗ, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге - коррекции основного психического дефекта. Помочь детям лучше адаптироваться в социуме, максимально содействовать их психологическому индивидуальному развитию можно только при продуктивном взаимодействии взрослого с ребенком, которое учитывает многие факторы, влияющие на поведение ребенка. Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов работы. Рассчитывать на хорошую динамику можно только при планомерной, последовательной, целенаправленной работе. 4 ноября 2024 в 15:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.